Лекманов: Да, конечно, Роман.
Лейбов: Во-первых, хочу сказать, что Сергей нас покинул, для того чтобы напечатать ответ, как я вижу, одной из зрительниц, но я надеюсь, что Сергей вернется. И раз у нас такие воспоминания ветеранов…
Лекманов: Прости, Роман, на секундочку: я тоже хотел предложить, рискуя даже затянуть: давайте вспомним, люди старшего поколения, как смотрели этот фильм. Я тоже про него расскажу совсем коротко.
Лейбов: Да, я, собственно говоря, смотрел его в премьеру, то есть премьерные показы, не в премьеру, а «Сталкер» же шел большим экраном, на самом деле. Я не помню, что там было с «Солярисом»…
Попов: «Солярис» шел достаточно регулярно.
Лейбов: Он достаточно регулярно уже шел, да. Но «Сталкер» просто шел… Кинотеатр «Киев» — это на Красноармейской, собственно говоря. Такой сталинский кинотеатр, я его упоминал, в Киеве на улице Красноармейской. И я очень хорошо помню. Во-первых, вот ты говорил об этом, и я вспомнил, что я не читал в это время «Пикник на обочине», хотя, в общем, я был тоже, наверно, стругацкоманом, но скорее умеренным. Что, может быть, хорошо, а может быть, плохо, не знаю. И я вспомнил, что я знал уже к этому времени эти стихи Тарковского. Это значит, что где-то в доме была какая-то из книг с этим текстом.
Попов: Ну, «Вестник».
Лейбов: И мне было странно тоже, вот как Сергей говорил, что «О, че это? Это же стихи Арсения Тарковского!» Но я уже смотрел «Зеркало», поэтому я уже знал, что там так бывает, хотя вот и не так. И я очень хорошо помню один момент: как мы выходим из этого кинотеатра, это какое-то теплое время года, уже достаточно светло несмотря на вечер, и передо мной идет такая пара серьезных киевских людей… Да, во время фильма не выходили почти зрители. Почти не выходили. …И вот, значит, выходят люди, мужчина и женщина, под руку. Ну, молодые, лет тридцати, наверное. И он ей так очень серьезно говорит: «Не, ну все-таки этот Тарковский — он псих все-таки». (Смеется)
Лейбов: Это была первая рецензия на этот фильм, которую я непосредственно по выходе из зала получил. (Смеется) Нет, нормально смотрелся, на самом деле. Ну, я уже, в общем, представлял себе, чего от Тарковского-младшего ждать. Да и «Солярис» тоже там, какие там, ухо показывают тебе 20 минут! (Смеется)
Лекманов: Я тоже, если можно, очень коротко вспомню. Я смотрел — тоже был один из премьерных, то есть это не был Дом кино, но его показывали все-таки в Москве, я не знаю, как было в других городах, а в Москве его показывали какими-то окраинами все-таки его начали показывать. И мы поехали в Химки. То есть один из первых. (Вот потом «Полет над гнездом кукушки» показывали почему-то в Химках, мы ездили специально смотреть, но в другую эпоху, конечно.) Мы поехали в Химки смотреть его; была толпа народу за билетами! И были люди вот как раз как Элина вспомнила, кажется, про дубленку, вот люди были такие: люди в дубленках, которые знали, что вот, этот фильм показывают. И меня поразила одна вещь: что люди знали, эти люди, в отличие от тогдашнего Славы, они знали, на что они пришли, ну явно, потому что они пришли смотреть фильм Тарковского, они уже смотрели Рублева, они смотрели «Зеркало»… И меня поразило то (как раз в отличие от того, что вспоминает Роман) массовый исход с этого фильма был. И почему-то два момента! (Усмехается) Первый был очень ранний. Ну, это легко угадать, вот Слава как раз этот момент вспомнил: когда они начали ехать на дрезине, то минуте на третьей первые потянулись люди уже к выходу. А второй момент как раз был (я помню, впереди нас такие тоже молодые совсем ребята сидели), когда Кайдановский прочел как раз… мое воспоминание связано с этим как раз стихотворением, как только он закончил читать стихотворение про «этого мало», тут же встала толпа и покинула зал. Ну, это уже не…
Лейбов: Там же совсем ничего оставалось до конца! (Смеется)
Лекманов: Вот, так что было вот так.
Попов: Можно я добавлю буквально еще одну черточку? Потому что я долго после того, как пропустил этот фильм, искал возможность его посмотреть. Я следил за специальным углом в газете «Бийский рабочий», где публиковали афишу кинотеатров. И однажды. вернувшись уже с работы, я увидел, что в отдаленном действительно кинотеатре этот фильм идет. И я, надеясь непонятно на что, ломанулся через весь город. Конечно же. опоздал, хотя надеялся ну хоть 20 минут, хоть 10 минут застать. И открылись двери, и оттуда выходили люди с такими лицами, по которым было сразу понятно, что они посмотрели что-то чрезвычайно важное и делающее их чрезвычайно особенными людьми, отличными от меня. То есть на лицах других людей я посмотрел этот фильм и вполне проникся и силой кадра, и силой текста, и силой уже влияния.
Потом я уже в городе Ленинграде, на Абитуре, в кинотеатре, если не ошибаюсь, «Факел», когда заходил в кинотеатр, меня очень внимательно рентгеновским взглядом люди, похожие на Сталкера, просвечивали вот так вот все, типа «наш? не наш? уйдет? не уйдет?». Я, конечно же, с удовольствием выдержал и был в восторге.
Лекманов: Спасибо!..
Лейбов: Можно? Это забавная история, на самом деле. Видимо, за этим есть какой-то сюжет. Потому что Киев не отличался либеральностью кинопрокатных нравов. Это значит, что… ну, в общем, нужно посмотреть, как это все развертывалось. Может быть, там на самом деле была какая-то волна, когда его показывали только в окраинных кинотеатрах, а потом пошла какая-то волна, когда его стали показывать.
Попов: …была премьера, а потом это, видимо, было что-то типа клубного показа местного КЕДа или еще что-то такое.
Лекманов: Сереж, ты про прокат не знаешь, как было? Его пустили в широкий прокат?..
Филиппов: В не очень широкий прокат. Если «Солярис» действительно прокатывался абсолютно широко, там, его 10 млн зрителей посмотрели, то «Сталкер» напечатали 196, что ли, копий, что по тем временам было не очень много…
Лейбов: Мало.
Филиппов: …И действительно больше по окраинам его крутили.
Лекманов: Да. Спасибо! Ну, то, что сейчас происходит, это такой, конечно, невольный сексизм страшный, который мы сейчас…
Лейбов: Абсолютно.
Лекманов: Потому что мы еще просто не дали ничего сказать Александре Петровой, но сейчас мы эту ошибку исправляем. Пожалуйста, Саш.
Петрова: Тогда я начну с воспоминания тоже старушки. Фильм «Сталкер», я уже на него пошла в Петербурге (в Ленинграде тогда), зная уже, кто такой Тарковский, потому что до этого я посмотрела «Зеркало», как и Роман. Но «Зеркало» — мне было тогда 11 и только исполнилось 12, или между 11-ю и 12-ю, и я, в общем, мало что соображала. И мы пошли вместе с моей матушкой и сестрой. И я была очень рада и взволнована, что мы втроем идем (это редко случалось) в кино, и что взяли меня! Чаще, может быть, мать ходила со старшей сестрой. И, как всегда, я потеряла какие-то кусочки реальности. И я думала, что мы идем на фильм, который называется «Мы вам писали». Был такой фильм. И потому что мать вначале, там было две афиши, и она сказала: «Пойдем на фильм «Мы вам писали». И вот мы сидим и смотрим фильм «Зеркало» тогда. И я помню, что было очень обидно, что мать села рядом с сестрой, а меня… ну, как бы, она не села посередине. И тогда я перелезаю через сестру и говорю: «Мам, мам!» — «Не мешай смотреть». — «Мама, мам!» — «Ну что?!» — «Мама, почему этот фильм называется «Мы вам писали»?» И тут мама начинает смеяться. (Смеется) На нее начинают шикать, потому что мы жили в центре, и это Баррикада, это очень много интеллигентных людей. А я опять не понимаю, я чувствую себя обиженной, и тогда толкаю сестру и говорю: «Почему фильм называется «Мы вам писали»?..» (Смеется) Ну, в общем, позорная история. И поэтому я уже, когда пошла на «Сталкера», и пошла я уже с подругой, я уже знала, кто такой Тарковский и даже кто такой Тарковский-страшний. То есть вот такое превращение произошло за короткое время.
И никто не выходил из зала, это я помню, хотя это был дневной сеанс, так что такая была очень напряженная атмосфера.
А я, собственно, все уже всё сказали, что я хотела сказать, поэтому, но я все-таки из принципа прочитаю. Потому что по ходу дела мне очень трудно импровизировать, вообще мне трудно говорить на публике (если это не касается каких-то давних воспоминаний), поэтому я написала коротенький текст, где я буду говорить уже то, что сказала и Алина, и Элина, и, конечно, и Роман, и Олег отчасти. Очень благодарна Славе, который добавил очень много… и, конечно, Роман тоже со стихотворением-источником возможным. Ну, не источником, а во всяком случае вдохновившим, это вообще сенсационно, по-моему.
Так что извините, если будут повторы. Ну, может быть какие-то действительно мелкие, что-то такое.
Хотя из стихотворения читается где-то на середине, примерно после 1 ч. 40 мин. от начала фильма, оно впитается в фильм и оказывается единым со всей его тканью. Но не в том смысле, как любой как будто бы или якобы случайный предмет в фильме не случаен и является необходимой и постоянно меняющейся деталью фильма, но в смысле некоего более явного сообщения. Сталкер — блаженный, юродивый, вечный каторжник; может, и действительно преступник в мире вне Зоны; а по другим мерилам — проводник, страстный читатель, «по-читатель» Зоны. И в то же время ее соавтор.
Важно, что стихотворение прочитано им после прохода через жуткий тоннель, Мясорубку, откуда многие, по его словам, не вернулись. Однако, несмотря на то, что Писателю выпало две длинных спички и Сталкер не был уверен, что и Писатель не будет перемолот, Мясорубка милует всех троих странников. В каком-то смысле по необходимости, наитию, велению ли Зоны Сталкер мог бы «подложить» и Писателя, как загадочный Дикобраз когда-то подложил (то есть, получается, умышленно погубил) своего не менее загадочного брата. Правда, у Дикобраза, кажется, в отличие от Сталкера была корыстная цель. Однако намерение мерцания смыслов (прим. расш. может, она имела в виду «намеренное мерцание смыслов»?) вселяет в зрителей некоторое сомнение: не является ли сам Сталкер Дикобразом? Ну, хотя бы отчасти. Да, Дикобраз повесился, но почему-то шея Сталкера замотана несвежим бинтом, одним из тех, которые нужны для метания гаек.
Итак, стихотворение, прочитанное в таком контексте, получает значение уже полученного или возможного искупления. Точнее, в несколько раз умножает это значение, которое смутно присутствует в тексте стихотворения. К тому же, психопомп Сталкер с момента чтения стихотворения убитого брата Дикобраза передает отчасти миссию посредника самому тексту стихотворения, по примеру того, как это делали орфики. И поскольку в пространстве Зоны, как в пространстве искусства, понимание начала и конца условны, это стихотворение как бы задним числом для зрителя начинает расширяться и звучать с самого начала до конца.
Структура пятистрофного, «пятипалого» стихотворения также отражается в пяти основных персонажах, которые составляют единое целое, и вместе с тем каждый из них — это как бы отдельная строфа, отдельная часть листа дерева. Это подчеркивается частями соло, рассказами о себе, в случае Мартышки — безгласно. Когда персонажи остаются один на один с камерой, со зрителем, ну и одновременно — с еще каким-то глазом. Эти острова соло разделяются эпифорой-рефреном: «только этого мало», с помощью продолженного движения, дальше и дальше, в более или менее известном, но непредсказуемом направлении. В фильме это бесконечное движение, в стихотворении это концентрация глаголов.
Ну и, конечно, вся тема Зоны, связанная с подведением итога, с сокровенным и откровением, одна из главных тем фильма, является таковой (возможно, неосознанно) и для стихотворения Арсения Тарковского.
Первая строфа («на пригреве тепло…») отсылает к Откровению от Иоанна: «Но, как ты тепл, то извергну тебя из уст Моих».
В третьей строфе «все горело светло», в четвертой строфе жизнь как демон, гений или ангел-херувим берет под крыло. В пятой «листьев не обожгло, веток не обломало» — как бы горело, да не сгорело, как в Неопалимой Купине. И «промытость дня» в четвертом стихе последней, пятой строфы, в которой присутствует точная рифма, в отличие от других (перед рефреном четвертого стиха, в четвертом стихе) лишь второй раз на всем протяжении стихотворения данном в настоящем времени, эта прозрачность зрения после беспорядочного концентрированного движения, когда мы видим удаляющегося Сталкера вместе с женой и дочерью, как бы косвенно отсылает к главной и любимой стихии Тарковского-режиссера: к воде. Включающей в себя всю возможную символику водную, в том числе реки Леты и воды Монады, как называл эту стихию сам Тарковский.
Ну вот.
Лекманов: Спасибо огромное. Действительно, получилось, по-моему, такое прекрасное стерео: с разных сторон мы поговорили и о том, и о другом тексте, с очень разных… хотя переклички, мне кажется, Саш, твое эссе, которое прочитала Саша, замечательно тем, что оно собрало в себе так или иначе многое из того, что мы говорили раньше. Так что ты с нами снова, это очень здорово.
И на этом наша основная часть — и вообще мы заканчиваем. Спасибо огромное всем, кто был с нами и по ту сторону экрана, и по эту. Но нам еще нужно обязательно два слова сказать про следующий сезон. Потерпите, пожалуйста, те, кто сидит здесь в Зуме, а Роман сейчас…
Лейбов: И зрители наши, которые не в Зуме, в Ютюбе, тоже потерпите. Во-первых, да, во-первых, огромное спасибо. Сегодня, по-моему, замечательно получилось, и прямо такая распасовка получилась у нас, начиная с Алининого выступления до Сашиного выступления, и в промежутке замечательный такой выход Сергея с его пасом, который Саша… или ударом, который Саша успешно отбила. И дальше там такие прекрасные еще завязались у нас темы, которые мы не раскрыли. Например, можно ли переставлять… Это просто для студентов занятие: что будет, если мы начнем переставлять строфы? (Слава то что задал.) По-моему, просто замечательно.
Сегодня у нас одна замена, если продолжать такую спортивную метафору, футбольную. (Смеется) Одна замена, супротив наших первых планов, и один прогульщик (ну, по уважительной причине). Но, по-моему, мы прекрасно все вместе справились, и еще раз спасибо.
Что мы будем делать дальше. Мы на каждый сезон придумываем либо какую-нибудь тему, либо что-нибудь еще. Вот, посовещавшись с коллегами, мы придумали вот такую вещь. Как некоторые из участников знают, в Телеграме у нас есть сообщество, которое открыто для присоединения. Оно в первую очередь предназначено для наших младших коллег и для того, чтобы мы там могли обсуждать какие-то темы, связанные с нашими семинарами. Вы его можете найти в Телеграме достаточно легко под названием «Сильные тексты. Сады лицея» и посмотреть, что там происходит, и даже присоединиться. Ну, действительно, мы никого не выгоняем, но в общем оно для «младших». И оно такое, оно немножко «Гераклитов огонь», оно то разгорается, то затухает. Вот. (Спасибо, наши участницы присоединились тем временем.) Оно то разгорается, то затухает, ну и там мы какие-то церемонные вещи друг другу говорим, вроде «спасибо» (вот сегодня мы скажем). Но нам захотелось немножко как-то превратить его в рабочий инструмент и эту активную группу студентов и школьников, которая у нас есть, немножко с нею поговорить о том, какие стихи интересны для разговора. Поэтому мы решили в этот раз сделать такую штуку: через какое-то время мы объявим там такую голосовалку, каждый сможет выдвигать в качестве кандидатов свои стихотворения для следующего сезона. Там будут две категории: условно говоря, XVIII-XIX и ХХ века (современную поэзию мы не берем по разным причинам). Какое-то время студенты выскажутся по этому поводу, а потом мы устроим для всех голосование, и те тексты…
Лекманов: Студенты и школьники.
Лейбов: Студенты и школьники, да. «Лицеисты», назовем их так. Да, и можно будет обсуждать, естественно, и убеждать друг друга в том, что именно это стихотворение Мандельштама или наоборот Зинаиды Гиппиус достойно того, чтобы о нем говорить. А потом мы устроим голосовалку и посмотрим, что получится, и те шесть стихотворений, которые наберут больше всего голосов ну и, соответственно, получат больше всего аргументации у младшей части (мы не будем вторгаться в это дело) нашей аудитории, мы и выберем для того, чтобы об этом поговорить, потому что нам интересно, о чем интересно говорить вам, дорогие младшие коллеги. И примкнувшие к ним читатели и слушатели.
Вот. Кажется, все, что мы должны были сказать. Мы прямо вот тютелька в тютельку уложились в регламент. Ставьте нам лайки в Ютюбе, потому что нам это приятно, пишите нам там всякие комментарии не бессмысленного свойства. (У нас есть, — кажется, он не прекратил, да? — у нас есть человек там, который безумствует в комментариях к Ютюбу, он пишет очень длинно и многословно и под разными никами комментарии, которые все сводятся к тому, что мы с Олегом идиоты и приглашаем идиотов. Кроме красивых девушек. Красивые девушки почему-то у него… (Смеется)
Лекманов: «Почему-то»! Это вполне, по-моему, понятно, почему.
Лейбов: Ну, слушайте, человек, который пишет такие комментарии, он вполне мог бы ополчиться и на красивых девушек!
Лекманов: Это правда.
Лейбов: Ну вот нет, все-таки что-то человеческое у него есть. Ну ладно, мы уже привыкли.
Вот. Всем участникам еще раз спасибо. Посмотрите, если вы не смотрели (я знаю, что Слава смотрел, я знаю, что Саша смотрела) наши предыдущие выпуски. Сергей, посмотрите, тем было интересное. (Улыбается)
Лекманов: Спасибо, дорогие друзья. До новых встреч в эфире. Ура! Мы прощаемся, но ненадолго.
Лейбов: Пока! Молодежь, мы ждем разговора.